«Я поиграла на ситаре в казино – и так заработала 100 долларов на эксперта». Минчанка о том, каково быть активистом

«Я поиграла на ситаре в казино – и так заработала 100 долларов на эксперта». Минчанка о том, каково быть...
В рубрике Grass Roots мы рассказываем о минчанах, которые берут инициативу в свои руки и меняют жизнь города к лучшему. Сегодня проводим день вместе с улыбчивой Надеждой Илькевич, которая создала «Школу супергероев» и крутое шоу о городских проектах.

В рубрике Grass Roots мы рассказываем о минчанах, которые берут инициативу в свои руки и меняют жизнь города к лучшему. Сегодня проводим день вместе с улыбчивой Надеждой Илькевич, которая создала «Школу супергероев» и крутое шоу о городских проектах.

«СЫГРАЛА НА СИТАРЕ В КАЗИНО, ЗАРАБОТАЛА 100$ – И ПРИВЕЗЛА ЭКСПЕРТА»

– У меня есть одна очень показательная история о том, что такое быть культурным активистом в Минске, – с улыбкой рассказывает Надя. – Я играю на ситаре. Однажды мы с другом просто пошли играть в казино, сумели собрать около 100 долларов – и на эти деньги привезли в Минск крутого украинского эксперта.

С Надей мы встретились рано утром в одном из минских кафе. Она заказывает овсянку – не успела перекусить дома. На руках замечаем следы краски – оказывается, вчера вечером Надя решила покрасить собственную кухню, пока проводила совещание с коллегами в Skype.

Позавтракав, бежим вместе с Надей в ее офис – как раз сейчас она работает сразу над тремя проектами одновременно.

На столе постоянно жужжит телефон – звонки, смс, оповещения из соцсетей. А Надя все равно улыбается – кажется, она никогда не устает.

Мы и сами с трудом записались в ее плотный график.

В кабинет постоянно заходят активисты, коллеги, энтузиасты. И каждый что-то от Нади хочет: совета, помощи, просто человеческой поддержки.

История Надиного активизма началась с театра. Девушка подумала, что неплохо было бы вовлечь минчан в сценическую жизнь. Так родился первый проект «Бэкстейдж». Надя уговорила работников минских театров совершенно бесплатно поработать с людьми, которые раньше никакого отношения к актерству не имели. Проект просуществовал два года. К участию привлекали маститых актеров и режиссеров, а работать приходилось с новичками. За время существования проекта успели поставить несколько любительских представлений.

Надя училась одновременно в ЕГУ и Институте современных знаний. Благодаря программе в ЕГУ ей удалось поездить по разным городам и посмотреть на то, как организована культурная жизнь. Затем она поехала в Москву, где уже появились первые креативные пространства: «Винзавод», Art Play, культурный центр «ЗИЛ». Вернувшись в Минск, Надя поняла, что начинать организовывать что-то ей придется самостоятельно. 

– В Минске 2010 года не было ничего, – уверенно объясняет девушка. – Ни одного креативного пространства, пойти попросту некуда. Театр считался очень крутым развлечением и чуть ли не единственным.

Надя уверена, что главная проблема белорусских активистов – неуверенность в себе. У многих есть свежие идеи, но большинство не считает их достаточно крутыми, чтобы за них бороться.

Надя вместе с Игорем Лосицким решила привозить в город экспертов из креативных индустрий. Она была знакома с Бьорном Стенверсом,  основателем Ассоциации музеев Амстердама. Тот очень хотел приехать в Минск и сам был готов оплатить все расходы, если Надя организует встречу и лекцию. «Вот же оно, счастье», – с улыбкой вспоминает Надя. Бьорн приехал в Минск, но народу на лекцию пришло совсем немного.

«ДУМАЛИ, ЧТО Я БУДУ С ПОДТЕКСТОМ КРАСИТЬ ЛАВОЧКИ»

После Москвы Надя грезила Школой менеджеров культуры. Она ее открыла, но туда никто не записался.

– Это мне было понятно, что такое социально-культурное проектирование, – рассуждает Надя. – А люди проассоциировали это с тем, чему учат в Институте культуры: очень скучно и уныло, с дубовыми советскими определениями.

Я хотела показать, что социально-культурное проектирование дает возможность изменять общественное мнение, влиять на сознание и понемногу менять мир вокруг. Но в действительности еще никто так не думал. Поэтому не получилось.

Надя восприняла неудачу спокойно, с пониманием. На время пришлось сделать перерыв с активизмом – девушка пошла работать в Национальный художественный музей, а потом и вовсе поехала в Москву.

Вернувшись в Минск, Надя снова решила создать Школу менеджеров культуры, но уже в другой упаковке.

– Я все равно хотела учить людей. Поэтому просто думала, какая именно это будет школа, – вспоминает Надя. – Я понимала, что проект должен быть о том, как можно развивать город. И идея пришла сама собой: давайте будем учить супергероев. Кто такие супергерои? Те, кто все делают в нашем городе.

В «Школе супергероев» учили не только придумывать проекты, но и презентовать их, искать деньги на реализацию, согласовывать с разными инстанциями и в конце концов – воплощать. Заниматься приходилось с самыми разными людьми: приходили и те, у кого был «культурный бэкграунд», и те, кто впервые с этим сталкивался.      

– На самом деле проект был не столько для участников школы, сколько для окружающих и городских властей. Для того чтобы воплощать идеи участников, приходилось все долго и мучительно согласовывать. Чтобы просто запустить этот проект, пришлось писать в шесть разных инстанций.

Я просила, чтобы нас поддержали. Но мне отказывали – думали, что я из оппозиции и буду с подтекстом красить лавочки. Мне отказывали по совершенно нелепым причинам. Были, конечно, и конкретные объяснения, но могли дать отказ из-за того, что погода плохая или не та фаза Луны. Проект «Школа супергероев» был нужен как раз для того, чтобы показать людям в кабинетах: чуваки, хватит все запрещать, давайте разрешать.   

После целой кучи писем Наде удалось запустить проект. Девушка шутя планирует сделать выставку ответов на ее обращения от городских властей и различных инстанций..

«ХОТЕЛА ШОУ? ЗНАЧИТ, БУДУ ДЕЛАТЬ ШОУ»

«Школа супергероев» стала для Нади по-настоящему успешным проектом. Люди хотели участвовать, городские власти шли навстречу, СМИ писали об активностях и инициативах. Проекты, которые появлялись в стенах «Школы супергероев», продолжали жить собственной жизнью – это было именно то, чего Наде так хотелось.

В какой-то момент она решила попробовать сделать «Школу супергероев» платной. Собрались восемь девушек, которые хотели поучаствовать, но по итогу реализовались только три проекта. В этот раз девушка предлагала заниматься не только городскими вопросами вроде лавочек и детских площадок, но и культурными проектами. Это оказалось сложнее.

Тем не менее один из проектов до сих пор живет – это спектакль «Зубное счастье». Его придумала одна из участниц проекта, у которой двое детей. Девушке хотелось создать проект, который поможет заставить детей следить за здоровьем зубов. 

– У меня есть такое правило: каждый следующий проект должен быть сложнее и круче, чем предыдущий. «Школы супергероев» мне было уже мало. Хотелось, чтобы люди не просто читали о том, как кто-то реализует свои проекты. Нужно было максимально вовлечь аудиторию в процесс, объяснить, как все это делается. Поэтому назрела необходимость выдумывать что-то еще.

В это время Надя совершенно случайно «попала в кино». Знакомый предложил Наде снять свой фильм и подать работу на конкурс. Поначалу девушка отнекивалась – мол, ничего не знаю, не умею. Но после долгих уговоров Надя все же решила попробовать себя в качестве продюсера: собрала актеров, пригласила режиссера, для которого фильм также стал дебютом, и сняла кино. Фильм выиграл конкурс.

После неожиданного успеха «кино на коленке» Надя решила, что хочет делать шоу, не бросая при этом важных социальных проектов и инициатив. Однажды, идя по улице, она обдумывала планы, фантазировала о том, что бы хотелось сделать. На идею активистку натолкнуло популярное телешоу «Танцы». Зрелищность и интригу Надя решила совместить с социальными инициативами и городскими проектами. Так родилось шоу «Город».

Надя тут же начала все планировать. С тем размахом, которого ей хотелось, бюджет выходил просто колоссальным. И таких денег найти не удалось. Но Надя твердо решила снимать, несмотря на то, сколько получилось собрать.

– А что было делать? Забросить идею? Не, я так не могу! Мне нужно из идеи выжать максимум, чтобы потом черпать материал для следующей.

В шоу «Город» было 17 участников из 11 городов страны. Координировать всех приходилось из Минска, но ездить на съемки, конечно, нужно было на места. Почти все участники впервые занимались чем-то подобным, поэтому учить приходилось с нуля на самых простых примерах.

– Для меня стало сюрпризом, что в регионах есть такие инициативные люди. Я, честно говоря, была в шоке, когда люди приходили и говорили, что хотят делать лучше город Мозырь. Они совсем не хотели в Минск, не планировали никуда уезжать – просто собирались делать свой город лучше.

Из 17 проектов реализовали 8 – и это, по словам Нади, хороший результат. Главным призом стали скорее не деньги, а опыт и тусовка единомышленников. Правда, сама Надя полностью довольна не была: «Город» получился скорее собранием видеодневников, а не полноценным шоу.

– Это была как будто «Школа супергероев», только снятая на видео. Все, конечно, красиво и круто, но элемента шоу там все-таки не было. А я хотела именно этого. Хотела шоу? Значит, буду делать шоу.

«РЕБЯТА, МЫ ДЕЛАЕМ СВОЙ “ОСКАР”, Я ТЕПЕРЬ ЗНАЮ, КАК ЭТО ДЕЛАТЬ»

Сейчас Надя готовится к запуску второго сезона – на этот раз полноценного шоу. Для нового сезона отберут 20 участников с самыми разными инициативами.

Фишка шоу в том, что город будет преображаться в процессе. Уже задуманы четыре коллективных задания для будущих участников. Результатом выполнения каждого из заданий станет реальная вещь, которую установят в городе. Например, участникам предложат сделать элемент парковой мебели – а лучшая работа обоснуется в одном из минских парков. То же самое планируют сделать с социальной рекламой и многими другими элементами городской среды. 

Главным призом станут деньги на реализацию проекта. А участнику, который самостоятельно справится со своим проектом без материальной поддержки организаторов, вручат гран-при – поездку в Бразилию. Причем это не только отдых, но и обучение у опытных активистов и авторов крупных инициатив. 

– Меня иногда спрашивают, зачем мне все это. История в том, что это именно мои проекты: я их придумала и я же реализовала. Я могу работать с теми людьми, с которыми хочу, делать проекты, которые хочу и как хочу. Поэтому мотивы у меня самые эгоистические: я сама себе определяю все условия. 

Я работала в Москве на крутых выставках с высокой зарплатой – могла бы, конечно, продолжать. Но для себя я поняла, что я, если можно так сказать, патриот. Почему я должна развивать какую-то чужую страну, если в моей еще полно дел?

Многие умные и толковые люди сейчас уезжают за границу. И я понимаю это – там просто больше возможностей и лучше условия. Но там и так куча людей, которые могут круто что-то делать. А здесь люди очень нужны. Можно поехать туда поучиться и поработать – я бы вот с удовольствием хоть полы бы мыла на Universal, лишь бы узнать, как там все устроено, или стояла бы третьим канделябром на «Оскаре». Но я все равно возвращаюсь сюда, потому что это «дом родной». Я бы приехала и сказала: «Так, ребята, мы делаем свой “Оскар”, я теперь знаю, как это делать».   

Материал создан в рамках совместной инициативы Офиса европейской экспертизы и коммуникаций, CityDog.by, 34mag.net, платформы Talaka.by и онлайн-журнала «Имена».

 Фото: CityDog.by.


Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

  

 Просветительское учреждение «Офис европейской экспертизы и коммуникаций», УНП 191694433

Еще по этой теме:
«Жалость должна быть конструктивной». Минские активисты о том, что делать, если нашел бездомное животное
Зачем программист стал активистом: «Потому что нельзя просто взять и построить новый дом без происшествий»
«Сначала боишься некорректности праздника». Что делают сотни «Дежурных ангелов» в детском онкоцентре
поделиться