Адметныя: как создать первый в Минске магазин фермерских и органических продуктов
147
29.06.2015
Адметныя

Адметныя: как создать первый в Минске магазин фермерских и органических продуктов

В рубрике «Адметныя» мы рассказываем о минчанах, которые стали заниматься своим делом – и преуспели. Сегодня обсуждаем осознанное потребление и цены на органические продукты вместе с Надеждой Соболевской и Дмитрием Лутаевым – владельцами первого белорусского интернет-магазин фермерских и органических продуктов «ЭкаЕжа». 

В рубрике «Адметныя» мы рассказываем о минчанах, которые стали заниматься своим делом – и преуспели. Сегодня обсуждаем осознанное потребление и цены на органические продукты вместе с Надеждой Соболевской и Дмитрием Лутаевым – владельцами первого белорусского интернет-магазин фермерских и органических продуктов «ЭкаЕжа». 


«У нас иногда спрашивают: вы сами это едите? Да, мы сами это едим!» – смеется Надя, встречая нас в небольшом офисе «ЭкаЕжи» около полки с органической едой, где стоят, например, амарантовые хлопья, полба и зеленая гречка. В помещении тихо и пахнет жасмином. Дима уехал на таможню разбираться с документами на новую партию органических продуктов, пустой холодильник выключен, а клиенты и фермеры появятся тут только в конце недели. С фермерскими продуктами «ЭкаЕжа» работает по предзаказам – до вечера среды на сайте можно оставлять заявки, а в четверг продукты от фермеров привозят прямо сюда.

«Все это скоропортящиеся продукты, поэтому мы храним их у себя не больше суток», – объясняет Надя. В пятницу продукты раздают клиентам – кто-то приезжает в офис сам, кому-то еду доставляют курьеры.

«ЭкаЕжа» появилась почти три года назад: Надя вместе с мужем начали искать добросовестных фермеров из-за «желания вкусно и полезно есть». Позже к ним присоединился Дима, успевший поучиться в Швеции и стать сертифицированным экспертом в области органического сельского хозяйства, – и сейчас именно они вдвоем с Надей занимаются развитием проекта.

Летом 2012-го магазин работал только с белорусскими фермерскими продуктами – Надя говорит, что тогда они еще не очень хорошо понимали сферу. Погрузившись в проблему, поняли: фермеров, соблюдающих нормы органического земледелия, а значит не использующих минеральных удобрений, пестицидов и гербицидов, ГМО-семян, антибиотиков и комбикормов, в Беларуси не так много.

– В принципе, фермерство в стране развивается неплохо, – вступает в разговор вернувшийся с таможни Дима. – Фермеров в стране достаточно много, но почти все они идут по пути интенсивного сельского хозяйства: используют много удобрений, пестицидов и гербицидов. У большинства есть задача вырастить как можно больше продуктов как можно дешевле. Полесские огуречники, например, особо и не скрывают: у них есть теплицы с овощами «для себя», а есть – на продажу.

Сейчас «ЭкаЕжа» предлагает минчанам продукты от 15 фермеров, в качестве которых здесь уверены. К отбору производителей ребята подходят очень скрупулезно: претендентам задают много вопросов, ездят в их хозяйства и проводят лабораторные исследования продуктов. Такая тщательность важна: в Беларуси до сих пор нет местных сертификатов для экологически чистой еды, то есть знать наверняка, как производился продукт, невозможно.

Европейская сертификация проникает в нашу страну медленно – и во многом именно благодаря «ЭкаЕже». Сам процесс получения документа длится 2-3 года и стоит денег: «Это инвестиции, которые первые несколько лет не будут окупаться», – говорит Дима, объясняя, что они убеждают фермеров получать такие сертификаты – и помогают им в процессе, иногда беря на себя и часть финансовых расходов. Некоторые фермеры, работающие с «ЭкаЕжай», уже получили европейские сертификаты о соответствии нормам органического сельского хозяйства, кто-то еще находится в процессе получения.

«Для нас очень важно продавать только то, что произведено качественно, в соответствии с нашими критериями, – говорит Надя. – Мы придерживаемся принципов Fair Trade – всегда платим фермерам вовремя и даем цену выше, чем они получили бы в случае продажи оптом».

В таком бизнесе важна репутация и доверие клиентов – и в «ЭкаЕже» это хорошо понимают:

– Мы всегда реагируем на малейшие замечания клиентов и, если у них есть хоть какие-то вопросы, обязательно звоним фермерам и уточняем, – говорит Надя. – Если фермеров не устраивают такие отношения – большинство же привыкло к схеме «отдал товар и никакой ответственности за него не несу», – мы не работаем вместе.

– Если человек в магазине купит невкусную морковь, он ничего не скажет, но больше не придет, – объясняет Дима. – У нас люди всегда приходят и говорят: «Это хорошо, а это плохо». Или «Не хотим крупную свеклу, хотим мелкую» – и мы разбираемся. И с фермерами у нас партнерские отношения, а не просто «продал-купил».

В 2013 году «ЭкаЕжа» решила не ограничиваться фермерскими продуктами и начала ввозить в Беларусь органические продукты из Европы – сейчас на сайте можно найти крупы, бобовые, масла холодного отжима и даже органический шоколад. Так ребята расширили свой ассортимент и вышли на новый рынок – теперь их продукты можно найти еще и в минских супермаркетах. C фермерской продукцией выйти на крупные магазины практически невозможно: там есть возврат просроченных продуктов.

«И если для больших компаний вроде молокозаводов это не проблема, потому что они могут переработать возвращенное молоко в какие-нибудь глазированные сырки, то у нас нет возможности переработки – продукты пришлось бы просто выбросить», – объясняет Надя.

Вопрос о том, привозить ли органику, появился не от желания больше зарабатывать: ребята хотели расширить ассортимент, а заодно объяснить покупателю, почему цена на органические продукты выше: «Есть продукты, во вкусе которых можно не увидеть разницу – ну, например, гречка и гречка, а вот между органическими и обычными орехами, сухофруктами, овощами разница чувствуется», – говорит  Дима. 

– Есть общемировая тенденция – еда должна быть дешевой. В Европе и Америке уже потихоньку с модой на органику появляется понимание, что еда может и не быть дешевой. У разных продуктов разное качество, и у людей должен быть выбор. Например, до прошлого года в Минске можно было найти и курагу, и свежие абрикосы по 28 000 руб. Но из чего тогда делалась эта курага?

– Начав заниматься импортом, мы поняли, почему в Беларусь завозят так мало органических продуктов, – улыбается Надя. – Их очень сложно привезти: они дорогие, и ты вкладываешь в них много денег; они дольше распродаются, потому что «тонут» в массе более дешевых продуктов на полках.

Таможенный союз только усложняет работу: для того чтобы начать продавать в Беларуси органические продукты, нельзя ограничиться европейскими сертификатами качества – любой продукт необходимо отдать на повторное исследование здесь.

– В прошлом году мы вложили больше шестидесяти миллионов в то, чтобы повторно сертифицировать ввозимые продукты, потому что не можем использовать документы из европейских лабораторий, – объясняет Дима.

У моды на органическую еду есть и свои минусы. По словам Нади, люди поняли, что органическая еда – это что-то правильное, но четкого понимания, что такое органика, пока нет.

– Всплывают понятия «экологически чистый», «здоровый», «натуральный», «веганский», «вегетарианский», «органический», «биодинамический», – и все это в куче. Между понятиями ставят знак равенства – а это не так, – с грустью говорит девушка. – Когда говорят про вегетарианскую или веганскую еду – речь идет о человеческом выборе и типе питания. Мы немножко про другое: «органические продукты» – это термин о технологии производства любых продуктов: и масла, и молока, и шоколада, и мяса. Это определенный способ производства продуктов согласно строгим нормам и правилам.

– К сожалению, появляются компании, которые пытаются воспользоваться новой модой – возникает «экологически чистая» картошка, биокефир и компании с приставкой «эко» в названии. И человек начинает вестись на это, а потом разочаровывается, потому что его ввели в заблуждение, – добавляет Дима. – Сейчас мы сталкиваемся с агрессивной позицией на рынке – все хотят быстро заработать, пользуясь смешением понятий «эко», «органический», «био», «экологический»… Хотя мы считаем, что люди, которые этим пользуются, только дискредитируют всю сферу.

– Наши коллеги из Украины, где за последний год рынок органической еды многократно вырос, говорят, что они тоже проходили через это. И «псевдо-органик» – просто проблема роста, – говорит Надя. – Пока у нас не будет своего грамотного закона, у нас тоже будут эти проблемы. Людям очень сложно ориентироваться в терминах, они скорее смотрят на цену.

– Многие говорят, что наши продукты очень много стоят, и спрашивают: как же можно питаться только этим? – говорит Надя. – Но я не могу сказать, что у нас все клиенты из очень обеспеченных семей: большая часть имеет средний уровень дохода. Просто они подходят к этому вопросу осознанно: что-то узнали, начали разбираться, попробовали, сравнили вкусы… Пристрастия людей не связаны с доходом – дело в осознанности. Например, в Москве рынок фермерских продуктов из-за кризиса очень пострадал – потому что органическая еда была там скорее модой. На нас кризис, конечно, повлиял, но не так сильно, как мы ожидали. Обычно же люди, у которых падает доход, обрезают какую-то «чрезмерность», и кризис показал, что наши продукты для людей – это не чрезмерность, а необходимость. 

– Я уж не помню, когда последний раз покупал курицу в магазине – года три назад, наверное, – смеется Дима. – Я ведь знаю, как их выращивают. «Кто работал на мясокомбинате, тот колбасу не ест» – так и у нас.

«ЭкаЕжа» развивается за счет собственных средств – ребята вкладывают то, что зарабатывают. «Конечно, если бы мы нашли партнера, который вложился бы в наше развитие, мы бы могли делать это быстрее», – говорит Надя. Например, одна из идей ребят – собственное перерабатывающее производство.

– Многие фермеры не увеличивают объемы, потому что понимают: ягодный период очень короткий, и больше определенного количества свежих ягод они продать не могут. А если была бы сертифицированная переработка, ягоды можно было бы отдавать туда – мы бы делали конфитюр или варенье, маркировали его как органическое и соответствующее всем санитарным требованиям. Или, если речь идет о животноводстве, это могли бы быть и колбасы из хорошего мяса, и паштеты – все это можно было бы дольше хранить и продавать. Производство могло бы увеличить и объем для фермеров, и выбор для клиентов.

Но пока мы не нашли инвестора, который бы не просто пришел и дал деньги, но понял весь смысл нашей работы. И мы не торопимся, а стараемся развиваться поступательно.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

   Фото: CityDog.by.

ООО «ЭС ЭМ ДЖИ», УНП 190247301