Минские корпорации: офис краудфандинговой компании Ulej с собственным огородиком и домашним питомцем

Минские корпорации: офис краудфандинговой компании Ulej с собственным огородиком и домашним питомцем
Сходили в гости к краудфандинговой компании Ulej.by – офис у них небольшой, зато стильный и креативный! 

Сходили в гости к краудфандинговой компании Ulej.by – офис у них небольшой, зато стильный и креативный! 

Найти «Улей» несложно: приезжаете на улицу Октябрьскую к новому офисному зданию (фактический адрес – Ленина, 50), поднимаетесь на третий этаж, заходите в первую дверь слева от лифта – и оказываетесь в модном современном пространстве, созданном командой компании и ее идейным вдохновителем Эдуардом Бабарико. На входе нас встречает директор по развитию Анна Самарская, которая и проводит экскурсию по офису. Само помещение небольшое, но просторное, состоящие из двух комнат, организованных в формате open space. Но обо всем по порядку.

Что такое Ulej?

– «Улей» – это краудфандинг, или коллективное финансирование, – рассказывает Анна. – В Беларуси существует несколько таких площадок, но в отличие, например, от журнала «Имена», который занимается благотворительностью, мы специализируемся на креативных проектах и помогаем авторам создавать творческие продукты: музыкальные диски, книги, одежду и другое. Через нас периодически собирают деньги ребята из культ.центра «Корпус», издает свои диски группа «Разбiтае сэрца пацана». Фудтрак BurgerLab – тоже наша успешная кампания, благодаря которой авторы не только построили свой бизнес, но и дали Минску уличную еду.

В целом за три года работы мы провели около 500 кампаний, более 170 из которых были успешными – то есть собрали необходимую сумму и реализовались. И это очень здорово, потому что главная проблема, с которой сталкиваются креативщики в Минске (художники, дизайнеры, кураторы, арт-менеджеры) – это наличие идеи, но отсутствие денег на ее исполнение. Краудфандинг же как механизм коллективного финансирования – очень живая форма взаимодействия между автором и непосредственным потребителем, ради которого и создается продукт. Если мне интересен какой-то проект, я могу поддержать его небольшой посильной суммой. Ведь все мы знаем, что маленькими шагами делаются большие дела. Поэтому можно сказать, что мы здесь занимаемся тем, что помогаем людям становиться частью больших и маленьких изменений.

Как и когда образовалась компания

– В Париже в начале ХХ века существовал такой знаменитый креативный кластер, как сейчас бы сказали, под названием «Улей» – здание, в котором размещалось около 140 мастерских представителей творческих профессий. В свое время его выкупил меценат Альфред Буше и за смешные деньги сдавал помещения молодым художникам и литераторам – месячная аренда равнялась стоимости двух обедов. А «варились» в этом кластере все те, кем мы сегодня гордимся: Шагал, Цадкин, Модильяни.

Этой историей очень вдохновился Эдуард Бабарико – человек предпринимательской закалки и широких душевных порывов, который и организовал в 2015 году «Улей» в Беларуси. Основная цель платформы – объединять людей и помогать авторам проектов воплощать в жизнь свои креативные идеи, менять пространство и делать город лучше. Например, картина Мити Писляка на Карла Маркса – это история про то, как каждый, кто поучаствовал в финансировании кампании, украсил Минск. Ведь все мы путешествуем и понимаем, что городское пространство так или иначе формирует нас как личностей. Наверняка люди, которые видят из окна море, и те, кто каждый день смотрит на стену соседней пятиэтажки, несколько отличаются. А Митя как раз тот чудак, который стремится сделать Минск более ярким, а городское пространство – нашим.

Офис компании

Офис, в котором сейчас работает команда «Улья» – уже третье помещение, ими арендуемое. Первые встречи с клиентами происходили на ул. Шорной рядом со свободным пространством «Кто такой Джон Голт?». Позже компания переехала на второй этаж «Корпуса», а около полутора лет назад – на Ленина, 50.

– Так или иначе каждый раз мы выбирали место, где происходит какая-то креативная движуха, – продолжает Анна. – Чуть больше года назад стало понятно, что самый движ города – на Октябрьской, и мы решили переехать в самую гущу событий.

Когда переехали, стало понятно, что такое большое пространство для одного «Улья» великовато, но и менять его не хотелось, поэтому через какое-то время в офисном помещении появились субарендаторы – Галерея ХО, которая занимает небольшую часть пространства и делит с командой краудфандинга зону кухни.

– Здание это новое, и когда мы въезжали, здесь была стандартная офисная отделка и навесной потолок, который мы сняли в первую очередь. И до сих пор, когда кто-то к нам приходит, спрашивают, когда мы уже доделаем потолок. Мол, наверное, деньги копите? Не хотите закраудить? Приходится объяснять, что ничего с потолком делать не нужно, это наш стиль – пространство, свободное для коммуникаций и общения.

По словам Анны, офис не сразу был таким ярким. Изначально это были серые бетонные стены и ковролин в цвет. Но в какой-то момент команда поняла, что офис является визитной карточкой компании, и решила его преобразовать. Так, например, в обеденной зоне появились рисунки от известного минского художника Базыля (Bazinato).

– Здесь была обычная серая стенка, которую мы полностью доверили креативности нашего хорошего приятеля Базыля. Так появилась эта история в трех кадрах. Базыль вообще повернут (в хорошем смысле слова) на идее, что планете Земля давно пора поставить «0» в плане экологии. Он считает, что мы недобросовестно пользуемся ресурсами Земли, забывая, что это все – дар для нас. Поэтому в какой-то момент выживут не все, и многим придется улететь в космос (первая картинка). Останутся только животные, растения и культурные достояния: скульптуры, картины, арт-объекты (вторая картинка). На третьей картинке изображена ракета, которая стартует с базы Nasasa, и кот, опечаленный тем, что его хозяин улетает в космос.

Кроме ярких картинок зона кухни примечательна и высоким столом с барными стульями. Здесь сотрудники компании не только обедают, но и проводят встречи с гостями и иногда работают стоя.

– В «Улье» нет определенного рабочего места для каждого. У нас постоянно что-то меняется: передвигается мебель, преобразовывается пространство, переходят туда-сюда члены команды. Если у кого-то сегодня настроение, что лучше не трогать, он спокойно может пересесть за стол в углу и засунуть наушники в уши. Или закрыться в переговорке. Или взять кресло-мешок и работать с ноутбуком на коленях. Или в хорошую погоду вообще пойти во двор – все мы люди креативные и редко сидим на одном месте.

При обустройстве офисного пространства команда «Улья» каждый раз прибегала к креативности авторов, с проектами которых работала. Например, перегородки и столы специально для ребят разработал Андрей Бусел – активно вовлеченный в городское пространство художник и основатель арт-группы Hutkasmachnaa, выпускающей те самые светильники в виде вагончиков поездов.

На стеллажах-перегородках – предметы, которые появились благодаря успешному сбору денег на «Улье» и которыми команда по-настоящему гордиться. В углу – лоты, также реализованные через краудфандинг. Люди, поддержавшие проект, забирают их прямо из офиса.

– Сейчас там лежат книги Светланы Алексиевич, в случае с которыми мы выступали как полноценные соавторы проекта. В какой-то момент мы подключились к издательскому дому Логвинов и стали помогать в создании продукта: продумали дизайн и упаковку, построили медиа-план, поработали с лидерами мнений и СМИ, подключили книжные магазины и рассказали им о преимуществах работы с краудфандинговой платформой. Ведь это, по сути, система предзаказов по выгодной цене. И игра без рисков – если кампания не состоялась, свои деньги вы получаете обратно.

Проект с книгами Алексиевич на данный момент самый масштабный для нас – с его помощью мы собрали $115 000. Вместе с книгами выпустили и лимитированную коллекцию сумок с портретом Светланы, нарисованным Базылем. Причем когда сама Светлана их увидела, ей так понравилось, что она передавала художнику много лайков и огромные благодарности.

В зоне релакса – два кресла из IKEA, которые как реликвия переходят из офиса в офис, и диван, переехавший из предыдущего помещения. Есть в «Улье» и свой огородик, который за лето и периоды отпусков немного умер, но все еще радует базиликом и мятой с обалденным запахом. В какой-то период был даже куст клубники, но не выдержал офисного климата и переехал на дачную грядку одной из сотрудниц.

Есть также в «Улье» Алиджан – специальный бокс, раскрашенный как одно из зданий в Минске, в который после каждого мероприятия гости бросают свои записки с отзывами, пожеланиями и предложениями. Пока что, по словам Анны, поступают только очень милые послания и благодарности.

– Примерно раз в месяц мы собираемся всей командой и выдвигаем предложения по преобразованию офиса, проведения досуга, введению разных фишек для клиентов. Так, например, на стеклянной двери, о которую все постоянно ударялись, появились крутые авторские наклейки от Базыля – не могли же мы просто повесить лист бумаги с надписью «Осторожно, стекло». Эти наклейки теперь всем так нравятся, что мы даже думаем, не выпустить ли нам майки или сумки с их изображениями. Еще одной такой идеей были конверты из крафтовой бумаги с фирменной наклейкой «Улья» – ведь не все авторы у нас из Минска, а получать документы в красивом конверте куда приятнее, чем в обычном белом. 

Команда «Улья»

– Сейчас у нас в команде восемь человек. И все, кроме основателя проекта, – барышни. Уже даже существует такая притча во языцех, что у краудфандинговых проектов в Беларуси женское лицо. Но на самом деле это просто совпадение, а мы открыты в том числе и для парней.

– Мы история не про корпорацию с ее строгим механизмом и четкой иерархией, а про команду по-настоящему неравнодушных к творческим и креативным изменениям в стране людей, – говорит Анна. – Мы те, кто вовлечен в инициативы, с которыми работаем, но при этом остаемся личностями с собственными интересами. Кто-то шьет одежду и в скором времени собирается запустить собственный бренд. Кто-то работает в сфере искусства и создает образовательные программы для детей и подростков. Кто-то любит Италию и в свободное от работы время преподает итальянский. А в целом мы единая команда и можно даже сказать – семья. У нас есть даже домашний питомец – собака одной из сотрудниц Кока.

График работы у нас достаточно гибкий. В зависимости от других активностей в жизни, кто-то находится в офисе с 9:00 до 18:00, а кто-то – с 11:00 до 20:00.

Мы всегда заинтересованы в новых знаниях и развитии. Раз-два в неделю организовываем классы английского с преподавателем. Совместный досуг тоже стараемся проводить полезно. Например, недавно мы поняли, что слишком сконцентрированы на Минске и не знаем, что происходит за пределами МКАДа. Поэтому организовали поездку в Березинский заповедник, где познакомились в том числе и с природой страны. Теперь на повестке дня – визит в Брест к нашим коллегам и авторам одного из проектов.

И главный вопрос: за что живет компания

– Схема нашей работы предельно простая и прозрачная, и мы ни от кого не скрываем, что, как и любая другая краудфандинговая платформа, получаем 10% от каждого успешного проекта. Для авторов это всегда win-win сотрудничество: мы также, как и они, заинтересованы в реализации проекта. А если кампания не оказывается успешной, финансирования не получает никто. Но при этом никто и не теряет, что тоже прекрасно!

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: Андрей Кот, CityDog.by.

Еще по этой теме:
Какие проекты на краудфандинговых платформах стоит поддержать прямо сейчас
Им 18 лет, а они не умеют считать на пальцах и варить рис. Как волонтеры пытаются помочь детям из интернатов
поделиться