Вдвоем кататься можно? А шлем нужен? По проезжей части можно проехать? Топ-8 важных правил езды на электросамокатах от экспертов

Вдвоем кататься можно? А шлем нужен? По проезжей части можно проехать? Топ-8 важных правил езды на элект...
Сервисов кикшеринга (или, по-простому, аренды электросамокатов) в Минске становится все больше. А с ними все больше на дорогах и тех, кто ими пользуется. Но, поскольку никаких правил, как ездить так, чтобы всем – и водителям, и пешеходам – было безопасно, еще нет, мы попросили представительниц таких сервисов дать свои рекомендации.

Сервисов кикшеринга (или, по-простому, аренды электросамокатов) в Минске становится все больше. А с ними все больше на дорогах и тех, кто ими пользуется. Но, поскольку никаких правил, как ездить так, чтобы всем – и водителям, и пешеходам – было безопасно, еще нет, мы попросили представительниц таких сервисов дать свои рекомендации.

В чем вообще проблема?

В том, что популярность электросамокатов увеличила случаи ДТП. В начале августа этого года даже появилась петиция, автор которой просит запретить езду на электросамокатах по тротуарам.

Тем временем количество травм, полученных на электросамокатах в Минске, растет. Обычно люди падают на вытянутую руку, чаще других встречаются переломы предплечья, локтевого или плечевого сустава. А еще травмы нижних конечностей: перелом лодыжек и голени. Из 10 упавших переломы получают 2-3 человека. рассказал агентству «Минск-Новости» заведующий приемным отделением ГУ «РНПЦ травматологии и ортопедии» Сергей Казаев.

А куда смотрит ГАИ? И как ездить на электросамокатах безопасно, пока нет официальных правил?

О том, что в правилах дорожного движения появятся новые пункты, касающиеся езды на электросамокатах, стали говорить еще в 2018-м. Но ситуация до сегодняшнего дня никак не изменилась. Старший инспектор по особым поручениям главного управления ГАИ МВД Беларуси Анна Банадык сообщила, что правила передвижения на электросамокатах, гироскутерах и подобных видах транспорта будут урегулированы в скором времени.

И уточнила, что в первую очередь для этих устройств появится новый термин – «средства персональной мобильности», и лица, которые будут на них передвигаться, останутся в статусе пешеходов. В связи с этим ездить на электросамокатах можно будет только по велодорожкам и лишь в случае их отсутствия – по пешеходным дорожкам, тротуарам и обочинам.

Как ездить на электросамокатах безопасно, пока нет официальных правил? С таким вопросом мы обратились к представительницам двух сервисов аренды электросамокатов: к Анастасии Пилюгиной, маркетологу Eleven (это один из первых сервисов в Беларуси), и Владе Яхимович, администратору сервиса BusyFly (Гомель, Бобруйск, Барановичи, Солигорск и Новополоцк. Компания была создана в 2018 году и сейчас работает в 67 городах по всему миру, включая Москву, Тбилиси, Барселону и Рим).

По словам Влады Яхимович, разрешенная скорость электросамокатов (особенно если речь идет об услуге шеринга) – до 25 км/ч. Больше такой «транспорт», как правило, разогнаться не может. «ДТП по причине самокатов или пешеходов именно в нашем сервисе не было, но это не исключено. Здесь все зависит от внимательности и самих пешеходов, и водителей электросамокатов».

«Главное правило: самокат не должен мешать другим людям, особенно пешеходам. При передвижении на электросамокате пешеход будет иметь преимущество», – отметила Анастасия из Eleven.

Представительница BusyFly отметила, что в их компании придерживаются основных правил ПДД, а потому не приветствуют катание по проезжей части. «Все-таки скорость в 25 км/ч не совсем подходит для передвижения по автодорогам. А поскольку в нашей стране пока данное устройство не зарегистрировано как автотранспорт, мы приравниваем его к транспорту, на котором ездят пешеходы, – как и велосипед, скейтборд и прочее.

Идеальный вариант – перемещаться на электросамокате по велодорожкам. Но их отсутствие не запрещает данному сервису находиться на дорогах общего пользования. Единственное, рекомендуется в этом случае быть максимально внимательным и не ехать на большой скорости, если есть скопление людей».

В компании Eleven отметили, что их сервис разрешает ездить только по тротуару: «Выезжать на проезжую часть запрещено. За нарушение правил сервиса мы сначала предупреждаем пользователя устно. Если нарушения продолжатся, мы можем оштрафовать клиента или заблокировать аккаунт».

Это безопаснее и для самих «водителей» электросамокатов, и для других участников дорожного движения.

«Наезд на бордюр травмоопасен, а в случае падения на пешеходном переходе и возможного столкновения с автомобилем или мотоциклом риск для здоровья увеличивается многократно», – пояснила нам Анастасия.

«Категорически нельзя совершать трюки на электросамокатах, прыгать через бордюры, наезжать на кочки и ездить по воде (глубоким лужам). Это небезопасно для вас – можете потерять равновесие – и для самого устройства», – добавила Влада.

Ездить на самокате вдвоем (а тем более, если этот второй – ребенок) категорически запрещено и в сервисе Eleven, и в сервисе BusyFly.

«Ездить вдвоем, тем более с ребенком, травмоопасно. Чтобы покататься вдвоем или с компанией друзей, у нас можно воспользоваться режимом групповой поездки. На один аккаунт можно арендовать до пяти самокатов», – отметила Анастасия.

«Согласно договору аренды, который подписывают наши клиенты при регистрации в самом приложении, за езду на электросамокате вдвоем грозит штраф от 100 рублей.

Этот момент отслеживается: наши клиенты знают, что если они пришлют своевременно фото нарушителей, место и время, то получат за это приятные бонусы и промокоды. Также наши сотрудники, если видят нарушителей, могут сделать либо замечание им, либо выписать штраф и даже заблокировать аккаунт, если пользователь попадается второй раз.

Иногда нам звонят люди и спрашивают, можно ли кататься на одном самокате с ребенком. Согласно правилам, это тоже не разрешено, но ситуации бывают разные: в любом случае это полностью идет под ответственность родителей. Тогда желательно выбирать малолюдные локации и передвигаться на минимальной скорости – 15 км/ч.

Также не рекомендуется перевозить какие-то тяжелые вещи, животных на поводке», – пояснила Влада.

«Держитесь за руль самоката двумя руками, чтобы поездка на электросамокате не закончилась падением. Также не стоит отвлекаться на мобильный телефон, доставать что-то из кармана или поправлять прическу – это увеличивает риск травмирования во время прогулки», – рекомендует Анастасия.

Правила парковки в каждом из сервисов, к которым мы обратились, разные.

Вот как рекомендуют парковаться в Eleven: «Правило №1 – парковать самокат нужно в пределах желтой зоны на карте. Она видна в приложении и охватывает большую часть города.

Лучше всего парковаться на городских велопарковках – там самокат никому не будет мешать, и следующий пользователь легко сможет его найти. Можно и в других общественных местах, главное – чтобы самокат не блокировал автомобили, не мешал прохожим, транспорту и коммунальным службам.

Мы выступаем против хаотичной парковки самокатов на улицах города. Это мешает людям, делает город неухоженным, а нашему клиенту неудобно искать или использовать такой самокат.

Основное правило, которое мы доносим пользователям: самокат нельзя парковать, если он кому-то помешает. Например, посреди тротуара или на остановке. На проезжей части оставлять самокаты тоже нельзя. Этому мы учим клиентов не только в приложении для аренды, но и в соцсетях и на сайте».

А вот как просят парковатьтся в BusyFly: «У нас парковка отличается от других сервисов. Например, в прошлом году мы использовали замки для того, чтобы, во-первых, самокаты было проще найти, а во-вторых, чтобы они не стояли где попало. В этом году мы от такой системы отказались: теперь пользователям нужно ориентироваться на синие зоны в приложении – именно в их пределах клиент может завершить поездки, иначе он просто не сможет это сделать».

 

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

поделиться